МАСТЕР ХОРА
|
У меня есть приятель-айкидист, который недавно сдал на дан, и Айкидо очень увлечен. Я далека от этого и обратилась к Мастеру ХОРА. Мастер, в Айкидо много умных, образованных, не чуждых Вам по духу людей. Вы лет 15 как от близкой темы отошли, но след Вашей работы в динамическом тренинге до сих пор остался. Не исчез. Вы можете мне, далёкой от боевых искусств, объяснить внутренний смысл боевых искусств? (Владислава Алексеева, лидер практики ХОРА, Москва)
|
---|
Мастер ответил мне по телефону, ответ я записала.
Айкидо без дзэна – это энергия без Пути.
Путь без дзэна это приём без энергии — отсутствие гармонии.
Гармония в динамике — это и энергия, и приём, это медитативный путь.
Медитативный путь, по которому движется Энергия. Вращается, вихрится, прямится, приседает, поднимается, отступает, наступает, двигается влево, вправо, во всех направлениях и сохраняет и не теряет свою индивидуальность.
Я тебе в простом варианте реализацию личности и переход её в индивидуальность, в более высокое качество и дальнейшее развитие показал. В принципе, это ответ, что такое Айкидо.
Ну и немного разъяснений на пальцах для образованного человека.
Вышеприведенная схема соответствует вообще любому развитию любого объекта.
У человека идёт взросление личности, становление личности, выяснение-узнавание личности, её качества, поиск и одновременное развитие этой личности, чтобы пробудить, выявить свою индивидуальность, высшую субстанцию развития.
Развития изначального, которое идёт от начала и до завершения круга развития мира, до окончательного своего развития, из Пустоты в пустоту в мире энергий. А это уже религия, где требуется умение гасить интеллектуальное напряжение. Современным языком, психотехника. Психотехника против засилья интеллекта.
Свойство интеллекта — замедленность. Тогда какое может быть действие, если ум сам с собою говорит? Свойство индивидуальности — действие. Это все равно как слово, которое сказал и уже не вернуть. Индивидуальность не имеет права на ошибку, она вне сомнения, вне ложного мышления. Таково ее отличие от интеллекта.
Личность в мире объектов-личностей потеряна как индивидуальность. А индивидуальность в мире первичных объектов скрыта, но её структура, её качество многократно выше личности. Т.к. она из Пустоты, двигаясь в пустоту, собою двигает и заставляет развиваться объект.
Личность, которая может быть любым объектом — дерево, стихия, низшие существа, высшие существа. И индивидуальность, которая пребывает в любых существах, любых стихиях, не теряет понимания-задачи-священный долг своего развития. Она постоянный и вечный участник процесса. Путь индивидуальности от и до, от начала мира до его завершения — ритуален.
Дополнение. Любое развитое восточное боевое искусство предельно ритуально. Там нет ничего лишнего, все до предела минимизировано, упрощено-сжато. Внешний вид, одежда, прическа, обученная манера стоять, обученная манера сидеть, обученная манера ходить-двигаться. Обученная манера жестикуляции. Жизнь становится до предела ритуальна. И малый ритуал (человек) должен войти во взаимодействие с большим Ритуалом. Все, что вне этого — низшее сословие, недостойно жизни самурая. Можно и проще сказать — недостойно жизни рыцаря, а это честь, достоинство, отношение к женщине, герб, флаг, индивидуальный звук горна, долг господина господину. Из перечисленного: звук горна это обозначить себя, показать себя противнику, раскрыть свои диспозиции, быть открытым, и следовать пути, по которому ведет Бог, — профессионально защищенная бронированная беззащитность. Предельно уязвим в своей чистоте.
Сначала должна быть осознанная личность, а еще лучше — пробуждённая личность. За ней следует индивидуальность, еще выше — господин — осознанная индивидуальность, которая стремится к уровню, который как служение, долг ВЫШЕ.
До как дзэн, как медитация, в принципе как практика и должно этим заниматься. Идти у гармонии энергий, отрешённо выполняя свой долг.
Обрати внимание: в Айкидо люди как-то ходят странно, руками машут странно. В чём внутренняя суть этого? — вот об этом я таким логико-поэтическим языком и говорил.
Айкидо система, безусловно, духовная. Её проблема у нас – она не привязана к месту, ни как культура, ни как традиция. И восточный дзэн, медитацию невозможно европейцу осилить — в силу того, что он психогенетически сформировался как фрейдовский психотип. Докажу в любое время любым специалистам любых уровней, что европейским, что восточным. Фрейдовский психотип формировался тысячи лет, ковался духовно и жестоко селекционировался. На Востоке сформировался свой психотип, другой.
Пример. Возьмем Индию. Практически вся женская половина Индии любуется тем, что у нас называется срам, — любуется, празднует, масло льет, свечи зажигает, цветы приносит, танцуют, песни поют. Представьте себе: у нас этот «срам» сделать официальным культом. Этот официальный культ кроме как сатанизмом у нас будет никак не назвать. И так в половине мира.
Вопрос: каким образом европейцы, психогенетически выведенные, могут вне тантризма, без чего боевые искусства невозможны, там пройти? У нас тантризм возможен в форме низменных утех.
Наше коренное отличие: религия Востока невозможна вне эротики. Наша религия невозможна с эротикой. Попытка соединить несоединимое — это совсем без мозгов остаться. Тот, кто выдержит, в лучшем случае, спятит.
Медитация в своих высших пределах в углублении в себя, в свою собственную природу, в познании себя — вне эротики невозможна. Выглядит дико, но получается, по нашей традиции, что медитация вне сатанизма невозможна.
Тысячи лет огнем и мечом, всеми способами, из духовности, из социума, из человека на нашей половине мира выжигалась, искоренялась, истреблялась эротика. Если в духовности отсутствует эротика, медитация невозможна. Этот фрейдовский психотип внутрь себя, в подсознание, не пройдет, блокирован — генетически блокирован. Пожалуйста, медитацию не путайте, не смешивайте со всякого рода измененными состояниями сознания. Это все равно что путать человека с тенью. По тени еще как-то можно сказать: это тень человека, а о человеке судить через тень... — чушь полнейшая. Вот что хотите делайте: можно собрать всех мастеров Востока и всех мастеров Запада, от начала времен. Как бы они ни пытались все вместе из своих просветленных теней сделать человека, у них даже идиот не получится.
Индивидуальность снаружи, как тень, не валяется, ее пробудить можно только внутри. Здравый смысл, элементарная логика говорят, что тенью это не сделать — через тень индивидуальность не пробудить. А снаружи созданы непреодолимые препятствия. Тем не менее, все вышесказанное — это не доказательство того, что у нас отсутствует медитативное сознание. Сознание есть — медитации нет, Пути нет.
Странные махания руками и прочее — это как снаружи упорядочить путь к себе. Вот и получается, европейцу можно правильно махать руками, а упорядочить путь к себе чужой генетической дорогой невозможно. Но у нас будут чемпионы, чемпионы всех чемпионов и т.д. — и создастся иллюзия, что к нам пришло ДО. А ДО без дзэна невозможно. А дзэна у нас нет — в силу психогенетического отличия.
Самое важное: все вышесказанное — это не доказательство того, что у нас отсутствует медитативное сознание. Сознание есть — медитации нет, Пути нет.
Дзэн бессмертен, потому что он собою являет медитативное сознание. Только понимать надо, с каким мечом имеешь дело. Или в какой руке надо этот меч правильно держать (европеец левополушарен, восточный человек правополушарен, отсюда делай выводы).
Деревня от деревни в своём понимании отличается. Люди за рекой могут уже по-другому понимать. Медитация направлена на то, чтобы вне зависимости от места был единый первичный язык. То есть медитация истинна. Не Истина — а истинна.
Тот, кто в истинном пути, проявляет Истину. Я так понимаю Айкидо. И не только Айкидо. А все, что так же прекрасно.
Каждая деревня накладывает на истинность-медитация свой тёмный собственный отпечаток ума, своё клише и от деревни к деревне единый язык превращается в развалины вавилонской башни.
Мастер, создатель Айкидо, через техническое действие — не через приём-азбуку, а через техническое действие, движение показал: это и будет путь через развалины, сквозь развалины этой самой башни. Потому что для гармонии всё является гармонией. И что построено, и что развалено.
Вот на полу-поэтическом, полу-философском языке, близком пониманию, что такое Айкидо, что такое боевое искусство, что такое дзэн.
В чём проблема для нас.
Мы находимся в истории, где медитация воспринимается как враждебная идеология, а она свойственна любому человеку, любой религии, любой идеологии. Только у одних она имеет свой законченный технически оформленный вид — как система. А другие этой системы ещё или не имеют, или пока не приемлют.
Что нужно понять. Ни одно творчество вне медитативного потока невозможно. Включая и духовное творчество. Творчество от Творца. А это высшие духовные сферы.
Медитация, а еще точнее, техника медитации (то, чего пока у европейцев нет), её задача и цель (методы могут быть разнообразными в том числе и молитвенными) — пребывать в потоке благодати, в потоке творческой благодати.
Я:
Мастер, я читала у Оямы (карате-до кекусинкай).
Один отрывок о «методе овладения дзэном-позиции»
«Фундаментальной позицией дзэна является позиция сидя». А также позиция лёжа, позиция стоя. И далее, как заниматься дзэном.
Мастер:
Поза сидя — это широко разрекламированная поза Будды, но мало известно, что он больше лежал на боку, чем сидел. Тем не менее... — ну и что? Ну и что, что Будда так сидел? Сядь и попробуй стать Буддой, поза же дзэнская? У Оямы такое не получалось, у тебя тем более не получится.
Теперь о позициях.
В мире борьбы Ояма очень уважаемый человек. Но сидя не живут. Лёжа не живут. Основная жизнь проходит в действии — даже сидя, даже лежа, даже стоя на голове. Для дзэна личная поза индивидуальна, как отпечаток пальца и этим сказано все — будь ты Будда, Ояма или Уэсиба — для дзэна ничего не меняется.
Что я хочу сказать. Надо научиться сидеть в действиях. Или лежать в действиях. Или стоять на голове, но в действиях – т.е. пребывать. Пребывать в медитативном постоянстве. В медитативной благодати. Вот они это и делали — и Будда, и Уэсиба, и Ояма. И в меру своей просветленной искренности и порядочности делились с миром знаниями. Низкий им поклон.
Я уважаю человека, известного во всём мире, но засунуть меня в позу невозможно.
Удержать меня в позах, позициях тоже невозможно, какими угодно дзэнскими их называй. Удержать сидя — невозможно. Пусть этим занимается камень. Удержать меня лёжкой — пусть этим занимается срубленное дерево.
Что нужно лично для себя понять, один раз и навсегда. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев, так же нет и одинаковых дзэнских поз и позиций. Запомните: в индивидуальную дзэнскую позу тупо вносят, а для большей ясности — этого не делал ни Будда, ни Уэсиба, ни Ояма. В истории нет ни одного имени того, кто бы это делал. И этим я сказал все.
Дерево Будды и по сей день стоит — два с лишним тысячелетия. Два с лишним тысячелетия под него и в позу Будды садились и в любые позиции садились — уж за две-то с лишним тысячи лет, думаю, наэкспериментировалсь. Не помогает. Хотя это место — канал — просветленной силы.Повторюсь. Дзэнская поза, или позиция, индивидуальна, неповторима, как отпечаток пальца, и туда тупо вносят. Вот так берут просто за шиворот, и как кутенка вносят. И нет такого места силы в мире — просветленный канал — которое смогло бы это сделать. Хотя мест хватает. Такие места обогащают впечатлениями, но не делают просветленным. Точно так же позы и позиции обогащают психику внутренними впечатлениями, дают настрой, толкают на подвиг. Но не просветляют. И этим сказано все.
Я:
В описании битвы с быком: «Бык проткнул меня. Моя кровь била струёй. Всё вокруг меня было ослепительно ярким. В этот момент я почувствовал чудесную силу… Я забыл о боли и усталости…Огромный черный объект несся на меня и нес смерть. У меня не было времени думать об этом. …
Техника карате не спасла меня от рогов быка: это была божественная защита и абсолютная решимость победить».
Мастер:
Ну и очень хорошо, мы идём от инстинкта. В ХОРА первая ступень построена на инстинкте, а не на том, что и как думаешь, что ты предполагаешь — сидеть или лежать. Проблема слов: словами можно много что объяснить, даже тысячу раз можно в глаза смерти посмотреть, но так и не проснуться. Хороший бычок на хорошего парня наткнулся. Можно эту сцену — смело в храм боевых искусств.
Человек видит перед собой, он уже что-то предполагает. Он уже спрограммирован: через 10 минут, через час, через сутки, через трое суток и чем дальше, тем оно становится всё туманнее и туманнее, зыбче и зыбче, и происходит то, что должно было произойти, когда он что-то увидел перед собой. Объектом может быть что угодно, а не только бык. Объектом пробуждения божественной защиты и абсолютной решимости может быть даже цветок, а не только бык.
«Позиции Дзэна» — приношу извинения за такой сленг — это навести на поверхности штиль, порядок. Упорядочить. С помощью техник : боевого танца и т.д.
Интересный момент: на мой вопрос (Владислава), что круче, карате-до или Айкидо, Мастер ни на секунду не задумываясь ответил:
Круче всего – это ПУТЬ.
ДЗЭНСКИЙ ПУТЬ.
ДЗЭН-ДО.
Вашему вниманию предлагается статья Мастера ХОРА «Дзэн-До от Мастера ХОРА».
Вы можете познакомиться со статьей в такой последовательности:
Часть І | Часть ІІ | Часть ІІІ | Часть ІV | Часть V | Эпилог |
---|